Финифть
Финифть произошла от древнегреческого «смешиваю». Этот вид прикладного искусства заключается в производстве художественных произведений с эмалью, стекловидным порошком на металлической основе. Стеклянное покрытие со временем не выцветает, изделия сохраняют свою чистоту цветов и яркость. Для того, чтобы эмаль после обжига приняла необходимый цвет, используются специальные добавки на основе солей металлов. Если добавить в стекло золото, оно приобретет рубиновую окраску, добавление кобальта окрасит его в синий цвет, а медь дает возможность получить зеленое стекло. Эмаль может быть выполнена и в приглушенных красках, если это требует художественная задумка.
Основой для создания эмалевой пластины служит медь. Поверхность ее не должна иметь вмятин и царапин, а также фольгированных отслоений. Наилучшая толщина – 0,35 мм. Медь – пластичный и мягкий металл красного цвета, отлично поддающийся прокатыванию, волочению, чеканке и ковке. Полируется хорошо, но быстро тускнеет. Под воздействием влаги и углекислого газа на медной поверхности появляется пленка зеленого цвета.
Латунь – это сплав меди и цинка, в котором цинка содержится до 50%. Иногда в этот сплав добавляется олово, свинец, никель или железо. Цвет латуни – холодно-желтый. Если к меди добавляется 15% цинка и полпроцента алюминия, получается напоминающая золото алюминиевая латунь, из которой делают ювелирные изделия и знаки отличия.
Томпак – латунь с содержанием цинка 3-12%, этот материал хорош для прозрачных эмалей, так как дает внутренний блеск. Все цветные металлы должны сберегаться в сухости, так как поверхность может подвергаться окислению.
Ювелирная эмаль – это свинцовое стекло, непрозрачное или прозрачное, которым покрываются золотые, медные и серебряные изделия. Эмаль наплавляется на металл при 790оС. Впрочем, эмали бывают разные по расцветке, и температура наплавления у них несколько отличается.
Для эмали используются огнеупорные надглазурные краски, которые специального покрытия не требуют. Обжигаются они при температуре 700-750оС. Те краски, которые обжигаются при меньших температурах, могут терять в процессе обжига цвет и могут использоваться только при последнем или предпоследнем обжиге.
- Вологодская финифть
Финифть вологодская или усольская – это традиция росписи по белой эмали. Начиналось это направление в городе Сольвычегодске Вологодской губернии, затем такой финифтью начали заниматься в самой Вологде. Обычно главный мотив изображения представляли собой цветы, обычно – тюльпаны, которые наносили на медную основу. На белой эмали мастера изображали не только цветочные орнаменты, но и зверей, птиц, мифологических существ, используя при этом множество красок. Секрет многокрасочных эмалей к 18 веку был утрачен, и финифть стала однотонной – белой, зеленой и синей. В 70-х годах двадцатого века вологодские художники начали возрождать усольскую финифть, производство которой продолжается и сейчас.
- Ростовская финифть
Этот русский народный промысел известен в городе Ростове Ярославской области в 18-го века. Это – миниатюрные изображения на эмали, для которых используются огнеупорные прозрачные краски, изобретенные во Франции ювелиром Жаном Тутеном в 1632 году.
- Кто применяет технологию финифть в своих украшениях:
- Интересное видео о Ростовской финифти