Почему золотой пенни Генри III оказался неудачей
Один счастливый кладоискатель недавно обнаружил золотой пенни Генриха III – одну из первых английских золотых монет – на ферме в Девоне, в юго-западной части Великобритании. В находках кладоискателей мне больше всего нравится то, что они дают нам хороший повод узнать больше о старых монетах.
До наших дней сохранилось лишь 8 золотых пенсов Генриха III, отчеканенных в 1257 г. (как на картинке выше). Странно, учитывая, что анализ исторических свидетельств, проведенный историком-медиевистом Дэвидом Карпентером (David Carpenter), указывает на то, что в течение года-двух могло быть произведено 72,000 таких монет.
Почему же до нас дошло так мало золотых пенсов Генриха III? В этой короткой статье я выдвигаю предположение о том, что золотой пенни обернулся провалом. Вместо того чтобы обращаться в торговле, как того следовало бы ожидать от монеты, большинство пенсов в течение года-двух после выпуска были переплавлены. Поэтому кладоискатели очень редко находят золотые пенсы.
До XIII в. спрос английской торговли на монеты в основном удовлетворялся распространенными серебряными пенсами. Поскольку желтый металл был дорогим, средний человек не тратил золотые монеты в повседневных сделках.
Но Европа становилась богаче, что создавало больше спроса на монеты высшего номинала. Согласно Александру дель Мару (Alexander Del Mar), в XIII веке в Англии уже обращались золотые безанты . Безанты, чеканившиеся в Византии, господствовали в средиземноморской коммерции примерно с 300 г. н. э. (см. Манро). Кроме того, как пишет в своем блоге историк Кейтлин Грин (Caitlin Green), в Англии найдено несколько исламских золотых динаров и вдохновленных динарами монет XI и XII вв., что также указывает на зарождавшийся спрос на монеты высокой стоимости (см. фото ниже). Дель Мар цитирует тексты того времени, где упоминается обращение испанских мараведи, подражавших золотым динарам.
Между тем итальянские города-государства Генуя и Флоренция в 1252 г. начали чеканить собственные золотые монеты – дженовино и флорин. Столетием ранее эти два города первыми создали большие серебряные монеты – гроссо, или гроуты (стоимостью 12 серебряных пенсов), – скопированные Англией значительно позже.
Таким образом, Генриху III, вероятно, хотелось выпустить собственную золотую монету, с его портретом вместо печати какого-то другого правителя. Но его попытка провалилась.
Когда Генрих III выпустил свой золотой пенни, он оценил его в 20 серебряных пенсов. То есть, если вы были английским купцом в 1256 г., вы были обязаны принимать у покупателей новый золотой пенни по курсу 20 серебряных пенсов. Генрих III обещал, что золотой пенни можно будет обменять на 19.5 серебряного; еще полпенни – это пошлина. (См. Эванс (Evans) «ПервыезолотыемонетыАнглии» (First Gold Coins of England).)
В биметаллических монетных системах для монарха важно было выбрать верный обменный курс между серебряными и золотыми монетами. Если выбранный курс отличался от рыночного, вступал в силу закон Грешема (Gresham).
В статье «Золото и золотые монеты в Англии в середине XIII в.» (Gold and Gold Coinsin England in the Mid—thirteenth Century) Карпентер утверждает, что Генрих III выбрал правильный курс между золотыми и серебряными пенсами. Золотой пенни весил столько же, как два серебряных пенса. При выбранном Генрихом III курсе 20 серебряных пенсов к одному золотому пенни это означало цену 10 г серебра за 1 г золота. Карпентер говорит, что это согласовалось с преобладавшим в то время рыночным курсом серебра к золоту 10:1.
Однако историк Джон Манро (John Munro) не согласен. Карпентер упускает из виду, что английский серебряный пенни содержал лишь 92.5% серебра, а остальные 7.5% – это неблагородные металлы. А значит, выбранный Генрихом III обменный курс 20 серебряных пенсов за 1 золотой пенни на самом деле оценивал количество золота в золотом пенни всего в 9.3 раза, а не в 10 раз дороже равнозначного количества серебра.
Таким образом, выбранный королем курс недооценивал золото. Поэтому золотой пенни Генриха III последовал закону Грешема. Английскому купцу было выгоднее переплавить 1 кг золотых пенсов в слитки и купить за них 10 кг серебра по текущему рыночному курсу, чем тратить этот 1 кг золота в виде монет (поскольку это означало получить эквивалент лишь 9.3 кг серебра).
Другими словами, английский арбитражер мог провести следующую последовательность сделок, чтобы получить безрисковую прибыль. Он мог потратить 9.3 кг серебряных монет, чтобы получить 1 кг золотых пенсов по официальному курсу Генриха III. Затем он мог переплавить этот 1 кг золотых монет и обменять на 10 кг серебра по рыночному курсу. Вуаля – наш арбитражер волшебным образом превратил 9.3 кг серебра в 10 кг серебра, заработав бесплатные 0.7 кг белого металла. Он мог продолжать проводить такие сделки, пока все золотые пенсы Генриха III не исчезнут.
Есть также дополнительное доказательство недооценки золотого пенни. В 1265 г., всего через 8 лет после его изначального выпуска, Генрих III увеличил стоимость золотого пенни с 20 до 24 серебряных пенсов, как пишет Кеммерер (Kemmerer) («Золото и золотой стандарт» (Gold and the Gold Standard), 1944 г.). Такой курс лучше согласовался с рыночным. Но к тому времени, вероятно, было уже поздно. Все оригинальные золотые пенсы Генриха III были переплавлены. А новых он не чеканил. Избежать плавильной печи удалось лишь нескольким образцам вроде найденного в этом году на фермерском поле в Девоне.
Английские монархи наладили чеканку золотых монет лишь в 1344 г. с успешным выпуском золотого нобля.
Конинг, Джон Пол
Koning, John Paul
Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.